Речевое общение является основным средством для осуществления связи между человечеством. При помощи речи, с малых лет мы учимся познавать мир в общении. Дети неодинаковы и осваивают речь в правильной форме на разных этапах своей жизни. Данному развитию могут препятствовать многие факторы.
К причинам нарушения речи у ребёнка можно отнести:
- наследственную генетику;
- патологические последствия в ходе беременности и при родовой деятельности;
- протекание психологического развития у ребёнка с задержкой;
- нарушение самого речевого аппарата.
Если проблема в развитии малыша существует, не стоит паниковать. При выявлении первых ей показателей, необходимо сразу обратиться за помощью к специалисту — логопеду. Определив специфику нарушения, ребёнку будет оказана необходимая помощь для устранения имеющейся проблемы.
Методика воздействия при нарушениях речевого аппарата
Как правило, занятия с логопедом включают выполнение детками дыхательной и артикуляционной гимнастики. При обнаружении специалистом более серьёзных нарушений, к комплексу процедур подключают логопедический массаж. Он относится к нетрадиционному методу лечения, но очень результативен так как повышает тонуса языка и нормализует работу аппарата речи.
Логопедический массаж для детей способствует:
- улучшению произношения;
- коррекции голоса;
- снижает симптоматику связанную с неврологическими нарушениями;
- активизирует и приводит в тонус мышечную систему речевого аппарата;
- помогает сократить время при формировании произношения.
Массаж также способствует обновлению организма, так как в процессе задействованы все ткани, клеточки и в целом система. Его влияние оказывает существенные изменения на состояние системы мышц. После активной нагрузки мышечные волокна повышают свою активность, восстанавливается и увеличивается их работоспособность.
Логопедический массаж языка для детей поможет если выявлены такие речевые нарушения как дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия. Также его применение значительно снижает заикание у ребёнка.
Как правило, делает массаж языка логопед. Это связано с выполнением сложных правил при очистке и подготовке к процедуре языка и ротовой полости. В медицинских учреждениях при очистке используют специальный зонд. Если проблема не настолько велика, можно получив консультацию специалиста делать логопедический массаж в домашних условиях. В этом случае очистку ротовой полости осуществляют шпателем либо зубной щёткой.
Выявив характер отклонения, логопед назначает массажный курс с учётом количества сеансов и их продолжительности. На назначение определённого курса массажа влияет мышечный тонус (его состояние), возможность во время движения, наличие патологий.
Пониженный тонус
Делать логопедический массаж ребёнку нужно изначально с шейной области затрагивая плечи. Тело поглаживают мягкими и лёгкими движениями. Оказывая действие на данную область, активизируется мускулатура имеющая связь с мышцами языка.
При массаже обязательно надо затрагивать дно ротовой полости, так как данные мышцы имеют непосредственную связь с корневой областью языка.
Применяют в приёмах классический массаж с поэтапным нарастанием в давлении. При этом в области воздействия не должна ощущаться боль.
Методы проведения
- поглаживаем лоб вдоль и поперёк;
- поглаживаем верх глаза;
- движение от носовых крыльев до уха;
- поглаживаем подбородок к уху, затрагивая его нижнюю челюсть;
- спиральными движениями разминаем скуловые мышцы;
- делаем пощипывающие и в виде спирали действия на щеках;
- разминаем обе стороны мышц щёк, массируя внутри одним пальцем, остальные задействованы снаружи;
- массажируем отдельно каждую губу. Двигаемся поглаживая и пощипывая от средней точки к углам;
- обработка складки в области губы.
Повышенный тонус
Как делать логопедический массаж правильно имея повышенный тонус? Начинают процедуру подобрав удобное расположение для ребёнка, которое уменьшит степень проявления тонического рефлекса. Лёгкими прикосновениями поглаживают от крайних точек к центру области массажа. При этом делают усиливая давление скользящие и слегка прижимающие действия, что даёт расслабляющий эффект в области воздействия. Все циклы происходят с повтором в восемь раз. Таким образом, замедленные движения снижают тканевую возбудимость.
Методы проведения
Начинают расслабляющими движениями в шейном и плечевом отделах. Также закрепляют методику пассивным массажем делая вращения головой. Придержав голову ребёнка, необходимо выполнять круговые вращения поочерёдно в обе стороны. Таким образом при расслаблении мышцы шейного отдела, происходит снижение тонуса у самого основания языка.
Расслабление мышц на лице
- поглаживание лба вдоль и поперёк;
- поглаживание глаз;
- поглаживающие действия от переносицы через область верхнего века глаза до виска;
- гладим ото лба к щёчкам, далее подбородок через шейную область до ключиц;
- движения от уха (мочка) к носовым крыльям;
- пощипывание в области нижней челюсти;
- надавливающие движения от волосяного покрова, затрагивающие всю лицевую поверхность.
Мышечное расслабление во время массажа губ
- поглаживание губ от каждого угла к центральной точке (поочерёдно каждая губа);
- поглаживаем верхнюю губу (начиная с верхней её точки
книзу); - поглаживающие движения нижней губы (снизу к верхней точке);
- обрабатываем носовые складочки (от носовых крыльев к углам рта);
- надавливаем на губы, делая при этом лёгкие и вращающие прикосновения;
- пошлёпываем губы используя подушечки пальцев.
Массаж языка
Расслабляющий массаж языка проводят предварительно, очистив из полости рта ребёнка остатки пищи. Процедуру делают по истечении полтора часового интервала после приёма еды либо за два часа до кормления. Массаж делают поглаживая во все направлениях язык. Это способствует активности большего количества мышц.
Применяют при этом данную последовательность:
- стимуляция продольной мышцы от основания языка к самому концу;
- стимуляция поперечной мышцы от центральной части к краю;
- движениями в виде круга и спирали необходимо обработать всю поверхность;
- похлопывающими движениями обойти всю плоскость языка;
- прижимаем продольные мышцы;
- движениями сверху вниз массажируем уздечку язычка;
- воспользовавшись тканевой салфеткой, делаем массаж имитирующий перетирание.
Используя данную методику, специалистами рекомендовано самостоятельно делать массаж языка ребёнку в домашних условиях. Это комплекс несложных упражнений, которые по необходимости помогут справиться с отклонением речи если нет возможности регулярно посещать логопеда.
Массаж ложками
Дома также можно применить логопедический массаж ложками. Этот результативный метод, который значительно улучшит процесс развития речи у ребёнка. Для его осуществления понадобится две пары чайных ложек.
Методика проведения:
- При помощи выпуклой поверхности ложки, необходимо производить поглаживание височной области.
- Выпуклостью ложки делается поглаживание глазных впадин. Необходимо проводить вдоль брови к внешнему углу глаза. Обратные движения осуществлять под глазом.
- Круговыми движениями гладятся щёки ребёнка выпуклой стороной ложки.
- Растирание по спирали височной области горкой ложки. Закончить аккуратно нажав на область воздействия.
- Осуществлять растирание межбровного пространства спиралевидными траекториями горкой ложки.
- Массирование щёк от линии подбородка к глазу ребром ложки.
- При помощи конца ложки делать растирание носогубной области.
- При помощи кончика ложки слабыми нажатиями обработать отдельно нижнюю и верхнюю губу.
- Область скул и подбородка нужно разминать округлостью прибора совершая движения по кругу.
Расположение во время массажа
Прежде чем начать массаж языка ребёнку, необходимо его разместить в удобном положении.
Наилучшими считаются:
- расположение на спине. Под шею нужно подложить маленькую подушку либо мягкую ткань в форме валика;
- проведение в кресле при наличии в нём подголовника;
- для маленьких детей выбирают положение в коляске полусидя;
- сидя на руках у родителей в случае присутствия у ребёнка страха перед прохождением процедуры.
Выполнение условий при проведении методики
Массаж языка логопедический вносит коррективы в тяжёлые нарушения речи только при соблюдении определённых правил.
Продолжительность и частота проведения
Время прохождения одного сеанса зависит от возраста ребёнка и уровня нарушения речи и не должно превышать 25 минут (5-25 мин) независимо от места проведения (домашние условия, детское учреждение).
Продолжительность первого сеанса до 5 минут, так как необходима адаптация ребёнка к данной процедуре. С течением времени, в зависимости от возраста, время проведения постепенно увеличивают до максимального.
Массажный курс вмещает в себя 10-20 комплексов. На эффект процедуры влияет её регулярность. Ежедневное прохождение либо с разрывом через день, даст значительный прогресс в решении проблем с речью.
Делать расслабляющий логопедический массаж для языка не рекомендуется деткам у которых присутствуют разнообразные заболевания простудного характера, наличие кожных заболеваний и воспалительных процессов ротовой полости. Ну а отсутствие противопоказаний при регулярном посещении занятий и активное родительское участие и заботливое отношение логопеда — станет залогом успешного развития правильной речи у ребёнка.